
Театр Комеди Франсез
В районе королевского дворца Пале-Рояль на улице Ришелье расположился национальный Театр Комеди Франсез – один из самых старых театров Парижа и излюбленное место русских туристов. Возможно, выходцы из России так любят Комеди Франсез потому, что он представляет собой репертуарный театр, а это ведь – традиция изначально русского театра, который довольно сложно постоянно содержать, но при этом и гораздо интереснее.
В 17 веке Франция переживала бурный всплеск развития драматургии, однако национальный французский театр как профессиональный жанр находился в периоде становления и не был сформирован окончательно. Он испытывал сильное влияние как светской, так и клерикальной власти, а все виды искусства, так или иначе, были подвержены регламентации. К тому же король Франции Людовик XIV был известным любителем театра, и зачастую его покровительство превращалось в чрезмерный жесткий контроль. Ярким свидетельством борьбы настоящего искусства с навязываемыми рамками «покровительства» является трагическая история жизни Мольера, который грамотно лавировал между амбициями труппы и требованиями короля, удерживая при этом свой театр на очень высоком профессиональном уровне.
После смерти Жана Батиста Мольера в 1673 году интерес к французскому театру стал угасать. Это было связано, в первую очередь, с тем, что труппа Мольера объединилась с труппой театра Маре и постоянно конкурировала с театром «Бургундский отель». Их главной задачей было добиться благосклонности короля. Наполненная интригами и разбирательствами жизнь этих двух театров становилась для зрителей все мене и менее интересной.
Летом 1680 года Людовик XIV своим указом объединил обе труппы, оставив в новом национальном театре лучших актеров. «Театр Французских Комедиантов», как изначально назывался Театр Комеди Франсез, теперь имел монопольное право показывать спектакли в Париже.
В девяностых годах 18 века в результате политической борьбы, возникшей внутри театра, произошел раскол труппы на два лагеря: республиканцев, которые вышли из основного состава и организовали так называемый Театр Республики, и роялистов, которые числились в труппе Театра Комеди Франсез, переименованного теперь в Театр Нации. Актеры Театра Нации, участвовавшие в постановке реакционной драматургии, были в итоге арестованы и приговорены к гильотине. Однако все они вскоре получили свободу после того, как был свергнут Робеспьер. Так, объединившись снова в 1799 году, обе части труппы стали работать в театре с прежним названием. «Московский декрет» Бонапарта, подписанный им в 1812 году во время антироссийской кампании, подтвердил вновь образованную структуру и статус Комеди Франсез. Этот документ подчеркивает большую значимость театрального искусства для укрепления и становления французского государства.
Второе, практически официальное, имя театра – «Дом Мольера», или, как иначе его называют, Театр слова. Этот факт явно подчеркивает тенденции, которым следует творческий коллектив, опираясь в своей работе на высокую драматургию, повышенное внимание к речи и языку, которые почитаются французами как истинное национальное достояние.Поэтому, если вы хотите приобщиться к настоящей французской культуре, при этом, получая великое удовольствие от виртуозной игры актеров-профессионалов, то Театр Комеди Франсез станет лучшей площадкой для претворения в жизнь этих желаний.